Роль спортивного психолога в детском спорте
Спорт дает детям взрослые эмоции. И детский спортивный психолог здесь очень важен.
Дети не всегда способны справиться даже со своими «маленькими» проблемами. Кроме того, общение со спортивным психологом и преодоление трудностей в спорте положительно влияют на все остальные сферы жизни ребенка. Он переносит стратегию преодоления трудностей из спорта на учебу в школе или отношения с родителями и друзьями. Как мотивировать детей в спорте? Что делать, если у ребенка появляется страх перед соревнованиями? Как определить способности ребенка к спорту? Что делать родителям, если у ребенка бывают перепады в настроении? На эти вопросы нам ответит спортивный психолог Наталья Аверина.

- Наталья Викторовна, как определить родителям способности ребенка в спорте?

- Если ребенок склонен к физической активности: любит лазать, бегать, прыгать больше, чем играть в спокойные игры (рисовать, читать, собирать лего), можно считать, что есть смысл эту активность куда-то пристроить, например, отдать в спортивную секцию. Первое, что нужно учитывать при выборе секции, - спорт должен нравиться в первую очередь ребенку, а не только родителям. Но, для того чтобы иметь успехи в спорте, одного желания не достаточно. Спорту нужно соответствовать.

Здесь необходимо рассмотреть три фактора: психологический - определенные черты личности, необходимые для этого спорта, психофизиологический - координация, скорость реакции, тип нервной системы, антропометрический - вес, рост, гибкость. Если эти факторы совпадают, то ребенка можно считать одаренным в спорте и думать над тем, как эти способности развивать.

Некоторые спортивные тренеры и психологи считают, что любой человек физически здоровый вполне может дойти до уровня КМС при должной мотивации и рвении. Далее остаются в спорте только сильнейшие, те, кто по большому счету, одарен и имеет идеальное сочетание тех факторов, о которых говорили ранее.

Многие родители отдают свое чадо в спорт для здоровья, чтобы ребенок был сильным, подтянутым, гибким, но они часто заблуждаются. Важно понимать: профессиональный спорт - это не для здоровья. В нем большие нагрузки - как физические, так и психоэмоциональные, это тяжелый ежедневный труд. Спорт - очень полезная, но, как ни крути, очень жестокая школа.

Поэтому, родители, если вы привели ребенка в секцию для здоровья и для души, говорите об этом с тренером, сообщайте о своих намерениях и изменениях. Тренеры - тоже люди, они как вторые родители, они много вкладываются, им важно понимать, для чего они трудятся. Когда родители «вдруг» передумали, это всегда болезненный разрыв и для тренера, и для ребенка. Всегда необходимо это учитывать!

На начальном этапе, первые 2-3 года, можно присматриваться, это может быть «физкультура для малыша», но как только начинаются соревнования, достижения и конкуренция - это уже спорт!

- Как мотивировать детей в спорте?

- В силу возрастных особенностей ребята еще не могут мотивировать сами себя по-взрослому.

У детей всегда мотивы, соответствующие их возрасту, и они очень простые. К примеру, ребенок может говорить: мне нравится тренер, общаться с ребятами, бегать, красивый костюм, я люблю кружиться и прыгать, пинать мячик. Это нормально, и подобное должны учитывать и родители, и тренеры. У ребенка может не быть фокуса на достижения и победы. Ему просто хорошо, когда нравится.

Детям, безусловно, нужно помогать удерживаться в спорте. Потому что, когда случаются поражения, им становится «невкусно» и они включают «не хочу». Их нужно поддерживать в это время, объяснять и проявлять бережное участие. Родители и тренеры помогают ребенку адаптироваться в спорте и разобраться, насколько ему это надо.

Только к подростковому возрасту у детей формируются более взрослые мотивы. К примеру: я хочу нравиться себе, противоположному полу, мечтаю стать известным, спорт - это престижно, круто, буду зарабатывать деньги и т.д. Появляется более сильная личная внутренняя мотивация, понимание, для чего он тренируется, а соответственно и большая ответственность за действия и результат.

- Что делать, если возникает страх перед соревнованиями, перед более сильным соперником, боязнь проиграть?

- Всегда очень важно разговаривать с детьми. Не важно, выигрывают они или проигрывают. Главное - научить маленького спортсмена внимательно относиться к своим поражениям. Проигрыши и поражения - это то, что помогает стать ему лучше. Соперник всегда показывает спортсмену его слабые места, куда ему расти, в чем становиться лучше. Очень важно объяснять ребенку, что поражение - это не катастрофа, а шанс понять, что и где ему нужно подтянуть. Обязательно говорить, что вы его любите при любых обстоятельствах. Не передавайте ребенку свою родительскую тревогу, страхи и переживания. Ему бы со своими переживаниями справиться, помогите лучше своим участием, сопереживанием и поддержкой.

- Как быть родителям с перепадами настроения? Если ребенок то хочет, то не хочет заниматься спортом?

- Если сын или дочь не хотят заниматься спортом и проявляют свое «не хочу» устойчиво, то это вряд ли можно изменить. Примите эту реальность. Не нужно насиловать детей спортом, в мире много других возможностей, будьте гибче, родители. Замечайте, у кого больше горят глаза: у ребенка или у вас? Возможно, вы, как родитель, реализуете свои незакрытые потребности и желания через своего наследника. Признайтесь себе, если это так. Не упирайтесь даже в том случае, если у вас спортивная династия и «борьба - лучшее, что может быть для мальчика». Попытайтесь всмотреться в своих детей тщательнее, понаблюдайте, что увлекает конкретно вашего ребенка.

Если убедились в том, что он действительно увлечен спортом, то проверьте, от чего же настрой постоянно меняется? Если настроение зависит от конкретных обстоятельств, то про это нужно больше узнавать у самого ребенка в беседах или у тренера, постараться понять, от чего зависят его перепады в настроении. Может, нужно что-то объяснить, поддержать, помочь адаптироваться. Это работа в первую очередь родителей, а лучше совместная - родителя и тренера.
Made on
Tilda