103 года - полет нормальный!
Почетный гражданин города Иваново, легендарный летчик Великой Отечественной, кавалер двух орденов Красного Знамени,
двух орденов Великой Отечественной войны I степени и ордена Красной Звезды, основатель военно-патриотической школы авиаторов «Высота» Александр Кузин в марте этого года отметил уже 103-й день рождения.
Так получилось, что почетный гражданин областного центра известен мне больше, как отец, дед и прадед моих родных со стороны жены. Мы познакомились с полковником запаса уже в начале этого века. Несмотря на почтенный возраст, он постоянно участвовал в областных и государственных мероприятиях, участвовал в Параде Победы в Москве, учил уму-разуму курсантов ВПШ «Высота». И до недавних пор сам ездил за рулем на свой садовый участок в Дегтяреве.

Каждый год к нему выстраивались очереди из желающих взять интервью. Даже в прошлом году мне писали коллеги из Москвы:

- Вы не понимаете, как вам повезло! Рядом с вами живет человек-легенда. Боевых летчиков-истребителей, воевавших в Великую Отечественную, остались в стране и в мире единицы.

Хорошо, что в Ивановской области это знают и ценят.

Биография Александра Яковлевича хорошо известна. Хотя о своем детстве и юности он особо рассказывать не любил. Уж больно были суровые времена. Зато военная служба и боевые вылеты у него в памяти остались навсегда. И его память - это часть памяти нашего героического народа.

По примеру героев-челюскинцев
Родился будущий командир эскадрильи истребительного авиационного полка 5 марта 1917 года на станции Инза Ульяновской области в семье рабочего. В 1933 году окончил 8 классов школы и уехал в Москву. В 1936 году окончил школу ФЗУ в городе Орехово-Зуево, в 1937 году - аэроклуб.

За этими строчками - голод в Поволжье и суровые будни подростка в чужом городе. Саша жил при военной части, помогал в оформлении плакатов. Свой талант рисовальщика он вспомнит уже на пенсии. Сейчас вся его комната увешана копиями классических произведений и оригинальными картинами Александра Яковлевича.

- Я был активным участником стахановского движения, - делился воспоминаниями ветеран. - Зарплата у передового рабочего была огромная по тем временам. Особенно после голодного детства. Ходил я одетым по последней моде - в тужурке и клетчатых бриджах, считал себя «первым парнем на деревне».

В 1934 году в Орехово-Зуево приехали первые герои СССР - полярные летчики Ляпидевский, Леваневский, Молоков, Каманин, Водопьянов. Героев-челюскинцев попросили открыть аэроклуб в Орехово-Зуево. По заводам и фабрикам набирали курсантов.

- В аэроклубе я начал летать и очень полюбил это дело, а после меня направили в Энгельское авиационное училище ускоренного направления.

Защищал Москву и Сталинград
В январе 1938 года Александр Яковлевич был призван в Красную Армию. Окончил Энгельскую военную школу летчиков как летчик-истребитель. Служил в Забайкальском военном округе. Летал на истребителях И-16.

В июне 1941 года, с началом Великой Отечественной войны, полк был переброшен в Подмосковье. Младший лейтенант Кузин был зачислен в 445-й истребительный авиаполк в Кашире. С 22 июля 1941 года нес службу в ПВО на подступах к Москве, одновременно переучивался на новые истребители МиГ-3. 4 февраля 1942 года в воздушном бою одержал первую победу - сбил истребитель Ме-109.

- Каждый день вылетал я на боевые задания. Наш командир эскадрильи Н. Благодаренко таранил немецких разведчиков на высоте 9 000 метров, - рассказывает герой. - Фрицы прилетали в одно и то же время. Достать их с земли пушкой было невозможно, догнать - нереально. Командиру пришла в голову потрясающая идея - заблаговременно просчитать, когда надо вылететь. Он это сделал и… совершил потрясающий таран. В дальнейшем побед было немало. Ни одного самолета на Москву с юга мы так и не пропустили.

В июле 1942 года Кузин был назначен командиром звена в 27-й истребительный авиаполк. В составе полка на истребителях Ла-5 участвовал в боях в небе Сталинграда. Одержал две победы лично и две в группе. В августе 1942-го был сбит и ранен. Всего в небе Москвы и Сталинграда провел 131 боевой вылет, участвовал в 25 воздушных боях, сбил лично 3 и в группе 2 самолета противника.

В октябре, после госпиталя, вернулся в свой полк, где продолжал службу до конца войны. Летал на новом истребителе Як-9. В 1944 году вел боевую работу в составе 106-й истребительной авиадивизии ПВО в Риге (Латвия). Там Кузин совершил 953 полета, подготовил 5 летчиков-ночников. День Победы капитан Кузин встретил командиром эскадрильи.

Видел американцев в прицел
После войны стал штурманом полка. В 1950-м полк был передислоцирован в Китай. Освоил реактивные самолеты МиГ-15, МиГ-17ф.

С июля 1954 года - старший штурман 94-й истребительной авиадивизии (г. Иваново), с марта 1959 года - старший штурман 259-й истребительной авиадивизии (Бакинский округ ПВО). В декабре 1959 года полковник Кузин уволен в запас.

- Война закончилась, но мир только снился. Уже совсем скоро началась изматывающая эра «холодной войны», - вспоминал Александр Яковлевич. - В те годы я служил в Азербайджане и в Армении. На своих локаторах мы видели американские самолеты на их базах. Дня не проходило без ложной тревоги: они взлетали, долетали до наших границ, разворачивались и возвращались на базы. Каждый день нам приходилось поднимать всю технику в воздух...

Есть одна у летчика мечта - «Высота»
Выйдя в отставку, Александр Кузин вернулся в Иваново. 28 января 1966 года стал одним из основателей военно-патриотической школы авиаторов «Высота». Этот клуб будущих летчиков дал путевку в жизнь многим ивановцам.

При нем были заложены лучшие традиции школы, налажена связь с аэродромом Ясюниха. Александр Яковлевич ходатайствовал и добился того, чтобы на балансе школы для организации учебного процесса был настоящий самолет МиГ-15, парашютные системы для отработки прыжков и парашюты для обучения укладки.

- Заинтересованность среди детей была огромная - в первом наборе «Высоты» у меня было 150 человек одних мальчишек, - рассказывал полковник. - Второй набор был уже с девочками, которые не меньше мальчишек хотели летать. В обществе был очень высок престиж армии. У меня была хорошая связь с трижды героем СССР Иваном Никитовичем Кожедубом. В свое время он командовал полком, в котором я служил. И когда в 1960-х годах Кожедуб бывал в Иванове, то он инспектировал не только северный и южный аэродромы, но и наведывался в «Высоту», что было очень почетно...

Курсанты ВПШ «Высота» - частые гости в доме Кузина. О нем много рассказывается на сайте школы. О почетном гражданине города Иваново Александре Яковлевиче Кузине снят фильм «Я люблю тебя, жизнь». Его можно посмотреть на сайте администрации города Иваново.
Made on
Tilda