Крестьянский сын Сергей Щербаков, родившийся в селе Тюгаеве Комсомольского района Ивановской области, вряд ли мечтал с детства стать летчиком
Начало военного пути

Он рано остался сиротой. В 1919 году в боях с интервентами под Архангельском погиб отец, а годом позже умерла мать, поэтому Сергей воспитывался бабушкой. Начальную школу мальчик окончил в родном селе, а в семилетней - учился в соседнем Осеневе. Во время учебы и затем работал помощником заведующего магазином Тюгаевского сельпо, а с сентября 1932 года после обучения на курсах - шофером на Ивановской ГРЭС. Эта профессия определила его армейскую специальность.

В декабре 1933 года Сергей был призван в Красную Армию и направлен в бронетанковые войска. В 1937 году окончил Орловское бронетанковое училище, стал кадровым офицером. Службу проходил командиром танка в танковом батальоне особого назначения в городе Нарофоминске командиром взвода 4-го легкого танкового полка, но совсем недолго.

В ноябре 1938 года по личной просьбе Сергей стал курсантом Харьковского военного авиационного училища летчиков-наблюдателей штурманов, которое успешно окончил в октябре 1939 года. Служил штурманом в 60-м скоростном бомбардировочном авиаполку в городе Лебедин, в авиационных полках Московского военного округа, в том числе в 165-м разведывательном авиаполку Иванова.

В начале июня 1941 года Щербаков был назначен штурманом эскадрильи 134-го скоростного бомбардировочного авиаполка в Тамбове.

С первых дней войны

Сергей Щербаков - участник Великой Отечественной войны с первых ее дней. Первый боевой вылет совершил на седьмой день войны. Штурман бомбардировщика Шербаков участвовал в боевых вылетах на бомбардировку танковых и механизированных колонн наступающего противника, наносил удары в ближнем и дальнем тылу врага. Он был инструктором по радионавигации, штурманом полка. Сам не сидел за штурвалом самолета, но делал все возможное, чтобы грозная крылатая машина вышла точно на цель. Особенно важно это было в ночных вылетах, которых во фронтовой биографии Щербакова было большинство.

Через год после начала войны он прошел переподготовку, освоив американский двухмоторный бомбардировщик B-25 «Митчелл».

На этом самолете наш земляк около 200 раз поднимался во фронтовое небо. Вылетал в глубокий тыл врага на бомбардировку Берлина и Кенигсберга, Кельна и Констанцы. Экипаж, в составе которого был Щербаков, часто шел или первым, или последним в отряде. Если первым, то в качестве осветителя целей, что предполагало большую ответственность. Именно он должен был вывести ночью точно на замаскированную цель и сбросить осветительные бомбы, по которым ориентировались уже остальные самолеты. Уходя последним, фотографировал результаты бомбометания. Нужно было выдержать самолет на прямом курсе определенное время при плотном огне вражеских зениток.

Родился в рубашке

За время войны машины Щербакова пять раз терпели крушения, но всегда штурман возвращался в строй. Однажды в июне 1944 года жене даже ушло извещение о том, что ее муж не вернулся с боевого задания, то есть пропал без вести. А в это время гвардии майор Щербаков воевал в партизанском отряде на белорусской земле.

- Про Сергея Васильевича всегда говорили, что он родился в рубашке, истории рассказывали небывалые, - вспоминает племянница героя Анна Савицкая. - Я думала, что некоторые просто преувеличены. Но когда прочитала его наградной лист, то поняла, что все факты - чистая правда. Сергей Васильевич много раз каким-то чудом избегал гибели. В него стреляли, а он оставался жив, не раз горел в самолете, у него не раскрывался парашют, но он все-таки возвращался на аэродром.

219 боевых вылетов

День Победы Щербаков встретил штурманом эскадрильи 15-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка. К маю 1945 года гвардии майор Щербаков совершил 219 боевых вылетов, из них 183 - ночью, бомбардируя военные объекты и войска противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии майору Сергею Васильевичу Щербакову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В наградном листе на присвоение звания Героя Советского Союза, подписанном командиром полка, написано: «Как опытному штурману командование поручало самые ответственные боевые вылеты: дальние цели по спецзаданию, выброски в глубокий тыл агентов, фотографирование и подсветка целей, разведка погоды».

После победы Щербаков остался в военной авиации. Продолжал служить в своем полку, с декабря 1945 года переименованном в 198-й гвардейский бомбардировочный авиаполк. В 1949 году Сергей Васильевич окончил Высшую офицерскую летно-тактическую школу командиров частей дальней авиации, был начальником воздушной огневой службы 13-й гвардейской бомбардировочной авиадивизии дальней авиации.

С сентября 1956 года подполковник Щербаков находился в запасе.

Службу Сергей Васильевич закончил в городе Полтава. В 1958-1964 годах жил и работал в Ярославле, затем переехал в Николаев, работал начальником агентства речных перевозок.
Made on
Tilda