Как воспитать непоседу
В наше время модно оперировать термином «гиперактивный ребенок». Так называют чуть ли не каждого непоседу
Необходима своевременная постановка диагноза у врача.
Правильно ли это? На самом деле гиперактивный ребенок - какой он? Мы побеседовали с детским психологом Натальей Рубцовой об одном из самых часто встречающихся отклонений у современных детей.

Диагноз поставит невролог

- Наталья Юрьевна, гиперактивный и невоспитанный, избалованный ребенок - это одно и то же?

- Нередко гиперактивность принимают за невоспитанность и особенности характера. Но это не так. Такому поведению соответствует вполне конкретное заболевание нервной системы - синдром дефицита внимания и гиперактивности, или СДВГ. Это особенность развития, которая проявляется повышенной активностью, сочетается с импульсивностью, резкими перепадами настроения, неконтролируемым поведением, болтливостью, нетерпеливостью. При СДВГ ребенок очень невнимателен, ему сложно концентрироваться, что-то изучать, сидеть на месте, заниматься чем-либо.

К сожалению, на это начинают обращать внимание чаще всего только в школе. А потом вспоминают, что проблемы с поведением и усидчивостью были и в детском саду. Часто у такого ребенка плохая координация, он неуклюж, роняет или ломает вещи. Он задает множество вопросов, но ответов не дожидается. Не умеет играть со сверстниками и часто не имеет настоящих друзей. Характерной является и цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-15 минут, затем 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на взрослого. Таким детям необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться в тонусе. Если голова и тело неподвижны, у гиперактивных детей снижается уровень активности мозга.

Перечисленные нарушения способствуют возникновению трудностей в освоении чтения, письма, счета. Хотя у детей с СДВГ интеллект чаще выше, чем у сверстников. Но какой толк от высокого интеллекта, если нет усидчивости и способности концентрироваться и планировать действия?

- Гиперактивность - это медицинский диагноз, значит, его может поставить только врач?

- Все верно. Педагог, родитель, психолог, дефектолог могут только предположить. Для постановки диагноза нужно обратиться к детскому неврологу.

Лечению поддается

- Наталья Юрьевна, в вашей практике встречались такие дети? Вы их сразу можете отличить?

- У себя на приеме я сразу вижу гиперактивных ребят и тех, кто таковыми не являются. Если ребенок спокойно ждет, пока мама говорит, никуда не лезет, не кричит, не привлекает к себе внимания, просто слушает беседу взрослых или выполняет мои задания, с интересом берет новые предметы и пять раз обойдет весь кабинет - он не гиперактивный. Даже если маме кажется, что это не так, и она уверяет, что он такой спокойный только сейчас, а обычно носится, сбивая все вокруг.

Важно понимать, что гиперактивный ребенок такой всегда! Не эпизодами, не только с мамой, не только дома. Он не может себя контролировать и успокаиваться. Детям с СДВГ это просто неподвластно. Гиперактивный малыш на приеме залезет ко мне в стол, в шкаф. Покрутит мое кресло на колесах, ляжет на диван вверх ногами. А если ему запрещать, он попытается успокоиться и сесть, но надолго его не хватит: начнет что-то рассказывать и ходить по кабинету. Напомню, что ждать такому ребенку не по силам, потому что у него отсутствует волевой компонент.

- С какого возраста можно говорить о гиперактивности, ведь в младшем многие малыши очень подвижны и капризны?

- Обычно к 6 годам этот диагноз уже стоит. Но, если честно, детей с подобными проблемами видно намного раньше. У малышей все определяет игровая деятельность. И, по статистике, у мальчиков СДВГ диагностируется чаще, чем у девочек.

- Поддается ли корректировке гиперактивность, и, если на нее не обращать внимания, запустить, к чему это может привести?

- Да, поддается. При своевременной постановке диагноза, соблюдении всех рекомендаций врача и психолога, 75% людей выходят во взрослую жизнь без симптомов СДВГ. Но если оставить ребенка наедине с проблемой, то со временем трудности в обучении будут нарастать как снежный ком и ребенок может стать неуспевающим. Неумение дружить, проигрывать и сочувствовать приводит к одиночеству в социуме.

- Существуют ли правила воспитания гиперактивного малыша?

- Воспитание таких детей требует от родителей терпения и мудрости. На них нельзя кричать, потому что это абсолютно бесполезно. Нельзя запрещать все подряд, особенно двигаться. По запретам есть хорошая рекомендация: не разрешать без слов «нет» и «нельзя». Обоснуйте, почему же нельзя, например, бегать по грязи. И предложите замену: «давай сходим в парк, и ты побегаешь по дорожкам, как настоящий спортсмен»! Таким детям обязательно нужна мотивация: зачем, для чего мы это делаем? Нужно им давать четкие инструкции, соблюдать режим дня (особенно необходим полноценный сон), требуется развивать самостоятельность. Начинаем с элементарного: убирать за собой вещи, одеваться, завязывать шнурки.

Но самый главный совет родителям таких детей - успокоиться самим. У вас не больной ребенок! А самый лучший и любимый! Все эти небольшие трудности можно преодолеть, своевременно обратившись к специалистам.

Кстати

Что важно знать при воспитании гиперактивного ребенка

- Общайтесь с малышом мягко и спокойно.

- Постоянно соблюдайте режим дня. Установите четкие границы дозволенного.

- По возможности оградите ребенка от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач.

- Устанавливая запреты, заранее оговаривайте их с малышом. Помните, что их нужно вводить постепенно и формулировать в очень четкой и непреклонной форме.

- Доведите до сведения ребенка, какие штрафные санкции последуют за нарушение того или иного запрета. В свою очередь, будьте последовательны при исполнении их.

- Избегайте, запрещая что-либо малышу, употреблять слова «нет» и «нельзя». Ребенок с СДВГ, будучи очень импульсивным, скорее всего, тут же отреагирует на подобный запрет непослушанием или вербальной агрессией. Лучше дайте ему возможность выбора. Запрещая что-либо, говорите спокойно и сдержанно.

- Хвалите ребенка за его успехи и достижения: удачное выполнение задания, проявленную усидчивость или аккуратность. Однако лучше это делать не слишком эмоционально, чтобы не перевозбудить его.

- Правильно давайте малышу инструкции: помните, что они должны быть немногословны (не более 10 слов). За один раз дается только одно задание. Нельзя сказать ребенку: «Иди в детскую, убери игрушки, потом почисти зубы и ложись спать». Помните, что каждое последующее задание дается только после того, как выполнено предыдущее. Таким образом, сначала попросите малыша убрать игрушки и только после того, как он это сделает, скажите, что пора отправляться чистить зубы. Выполнение каждой просьбы необходимо контролировать, однако следите за тем, чтобы ваши указания были выполнимы для ребенка.

- В силу своей импульсивности таким детям трудно по первому требованию взрослого переключиться с одного вида деятельности на другой. Поэтому, если вы хотите дать какое-то задание гиперактивному малышу, сообщите о своих намерениях за несколько минут до начала новой деятельности.

- Постарайтесь вместе с ребенком выявить, в какой области он наиболее успешен, и помогите ему наиболее полно реализовать себя в этой сфере. Это научит его самоуважению, а когда оно появится, то и сверстники не будут к нему негативно относиться. Попросите учителя или воспитателя, чтобы он хотя бы иногда обращал внимание группы или класса на достижения вашего ребенка, пусть даже совсем небольшие.

- Если малыш суетится, «разбрасывается», перескакивает с одного на другое, помогите ему сконцентрировать внимание на том, что он делает, осознать это.
Made on
Tilda