Четвероногие доктора
Как собаки и лошади исцеляют детей, рассказывают ивановские зоотерапевты.
Детям контакты с животными дают новые ощущения и эмоции.
Домашние животные помогают детям с ограниченными возможностями здоровья добиться прогресса в лечении и быстрее социализироваться.

Зоотерапия эффективна

- Зоотерапия, или анималотерапия, - это метод лечебного воздействия на организм человека с помощью домашних животных. Выделяют иппотерапию (когда в лечении используются лошади), канистерапию (при помощи собак), дельфинотерапию. Иногда применяют и насекомых, например, пчелиный или муравьиный яд, - рассказывает психотерапевт Наталья Бирина.

По ее словам, зоотерапия мягко воздействует на организм человека и в ряде случаев помогает справиться с тревогой (канистерапия), улучшить координацию и укрепить определенные группы мышц (иппотерапия), наладить эмоциональный баланс (фелинотерапия - с помощью кошек). Занятия с животными часто рекомендуют пациентам в реабилитационном периоде, после травм, инсультов, а также склонным к депрессии и тревожным расстройствам.

- Особенно эффективна зоотерапия в лечении детей, потому что маленький пациент в присутствии взрослых, врачей часто насторожен и напряжен. Иногда он отказывается от лечения и реабилитационных упражнений, но может чувствовать себя комфортнее и увереннее в присутствии животного, - разъясняет Наталья Бирина.

Семье, где есть ребенок-аутист, можно завести домашнее животное, но надо исходить и из отношения малыша к братьям нашим меньшим. Если он панически боится собак или агрессивен к кошкам, то стоит воздержаться от этого шага. Пытаясь понять потребности животного, общаясь с ним, ребенок начинает проявлять эмпатию и учится коммуницировать, а это как раз качества и умения, которых не хватает пациентам с аутизмом.

Конечно, необходимо тщательно выбирать породу будущего четвероногого друга. Например, бойцовские собаки и недружелюбные виды кошек - не лучший вариант. Нужно остерегаться заводить слишком подвижных, активных, «громких» животных, так как это может привести к сенсорной перегрузке малыша (перенапряжению со стороны органов чувств). Не стоит пренебрегать зоотерапией со специально обученными животными, ведь они лучше реагируют на потребности ребенка. Доброжелательный четвероногий друг может стать тем самым мостиком к внешнему миру, с которым у таких детей часто нарушен контакт.

- У ребят с аутизмом есть нарушения в эмоциональной сфере, поэтому любое соприкосновение с природой обычно благоприятно отражается на их здоровье и способствует стабилизации эмоционального фона. Поэтому стоит не только заниматься с обученными животными и общаться с домашним питомцем, но и чаще бывать на природе. Это способствует повышению концентрации внимания, уменьшению вспышек гнева, свойственных таким пациентам, улучшению сна, - порекомендовала Наталья Бирина.

Обучение канистерапией

Ивановский канистерапевт Александра Шалаева в 2018 году запустила проект «DogShow Иваново» со своей любимицей из приюта «ЗОО 37» - рыжей дворняжкой Лайдой. Александра рассказала, что у этой собаки была очень расшатанная психика, отсутствовала какая-либо социализация.

- Так как я училась еще и на кинолога, мне было интересно приучить собаку из приюта жить в обществе, - уточнила девушка. - После дрессировок Лайда научилась давать лапу, ездить в общественном транспорте.

Приучать дворнягу к обществу Александра начала с участия в различных детских праздниках, которые проходили в приютах, библиотеках. Кроме того, Лайда неоднократно выступала в соревнованиях по аджилити, танцах с собаками.

- Со временем я подумала, что просто выступать на праздниках - мало. Мы начали проходить обучение по канистерапии: выбору музыки для занятий, какие задания можно давать собаке, как взаимодействовать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, - рассказывает Александра Шалаева.

Собака должна была показать стрессоустойчивость, спокойно реагировать на громкие звуки, шум, дерганье - ведь дети часто не контролируют свои движения и могут невзначай резко задеть четвероногого друга. Испытание оказалось не таким простым: Лайде удалось пройти тест лишь с третьего раза. Зато после этого Саша и ее рыжая любимица получили сертификаты и право быть канистерапевтами.

Малыши не боятся

В Иванове детей в то время еще не лечили с помощью собак, поэтому Александра и решила безвозмездно заняться проектом. Начала через знакомых оповещать людей о новой возможности лечения.

- Есть дети, которые изначально боятся собак. Точнее, родители закладывают им мысль, что их нужно опасаться. Такие, конечно, к нам не приходят. Но немало тех, кто очень любит животных и с удовольствием пробуют канистерапию. При этом все понимают, что чуда сразу не случится: собака -не волшебник и одного занятия мало, - рассказала Александра.

Команда канистерапевтов теперь пополнилась: четыре человека и четыре собаки пород бордер колли, шпиц и хаски. А вообще четвероногими лекарями может стать любая собака, главное, чтобы у нее была устойчивая психика. Во время обучения тестирование проходил даже питбуль. Во время занятий по канистерапии дети читают собакам сказки - так малыши учатся не бояться и не стесняться.

- Ярким примером эффективности такого лечения стали занятия с пятилетней девочкой, имеющей ДЦП. Она практически не двигалась, поэтому мы укладывали ее рядом с собакой. Девочке было так интересно посмотреть на Лайду, что она начала потихоньку поворачиваться. Да, это случилось не сразу, мы почти год с ней занимались, - рассказала Александра Шалаева.

Рыжая Лайда относится к занятиям с детьми по-особенному - это для нее работа, в присутствии детей она не может позволить себе никаких шалостей и ведет себя сдержанно, выполняет все, что от нее требуется.

Александра и ее команда бесплатно помогают не только детишкам, но и пожилым людям, и даже вполне здоровым, - всем, кому нужны положительные эмоции.

Лошади тоже исцеляют

В Иванове бесплатные занятия по иппотерапии ведутся в спортшколе №11. Директор Татьяна Чернова уточнила, что реабилитацию проходят около 20 особенных детей с 6 до 18 лет. Программа рассчитана на три года.

- Иппотерапия оказывает лечебное воздействие на детей с поражением опорно-двигательного аппарата. Во время езды на лошади у ребенка задействуются мышцы, которые он не может использовать в силу ограничений по здоровью. Также от животного передается тепло - у пациента начинает улучшаться кровообращение. Кроме того, с лошадкой у детей происходит общение, ее можно покормить, погладить, - отметила Татьяна Чернова.

Тренер-преподаватель 11-й спортшколы Анна Груздева уточнила, что в школе только одна лошадь, которая может заниматься с особенными детьми, - это 15­летний Маэстро. Лошадь для иппотерапии должна быть невысокой, спокойной и с широкой спиной - для удобства.

Занимаются особенные дети один раз в неделю. Они не просто катаются на лошади верхом, а выполняют упражнения, в том числе с инвентарем: вначале дети ложатся на лошадку, затем переворачиваются на спину, потом садятся боком. Те ребята, которые хорошо держат равновесие, работают с массажным мячом, напоминающим ежика, чтобы проработать ладошки и развить координацию.

- Но, конечно, для особенных детей нужны комплексные занятия: логопедические, рисование, плавание. Поэтому я не могу сказать, что именно иппотерапия дает результат и особенный ребенок достигает прогресса. Но вклад животных в выздоровление, безусловно, есть, - уточнила Анна Груздева.
Made on
Tilda