Научить ребенка играть в правильные игрушки
Один из самых трудных выборов, перед которым встает родитель, - это выбор занятий для своего чада.
Игрушки должны быть интересными, побуждать к действию, решению разных задач. Фото МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №22»
Чем руководствоваться при выборе игрушек? Как относиться к различным «развивайкам»? На эти и другие вопросы ответила руководитель психологической студии Наталья Студнева.

Конструктор - это супер

- Наталья Николаевна, сейчас модно покупать развивающие игрушки. Так ли важна развивающая составляющая?

- Выбирать игрушки для малышей родителям сейчас сложно: их очень много, плюс работает реклама, навязывая те или иные персонажи. Однако не все игрушки одинаково полезны. Давайте разберемся с главным. Что такое развивающая игрушка? Это такая игрушка или игровой материал, которая даст импульс к самостоятельной и свободной творческой игре. Импульс к исследованию мира! А не нажать кнопочку, и все само заиграет. Игрушка должна побуждать вашего ребенка к игре, а не играть за него.

- Одними из самых популярных игрушек сегодня являются всякие развивайки: головоломки и конструкторы. Каково ваше мнение о них?

- Сложно найти психолога, который будет против конструктора. А знаете почему? А потому что конструктор - это не только Лего. Первым детским конструктором можно назвать кубики и пирамидки. Сначала выбирайте простые цветные изделия, затем переходите на предметы с рисунками, буквами или цифрами. Так можно не только собирать конструктор, но и изучать цифры, алфавит, животных и так далее. После кубиков мы переходим на фигурки-вкладыши, из которых дети собирают общую картину. Такие игры прекрасно развивают воображение и пространственное восприятие. Строительные наборы - уже более сложные изделия, которые позволяют построить дома и замки, собрать автомобиль или зверюшек. Кстати, мозаики, пазлы и железную дорогу я бы тоже отнесла к разновидностям конструкторов. Поэтому конструкторы - отличная игрушка! Развивают моторику, тактильные ощущения, логику, внимательность, усидчивость, развитие речи и социализацию. Подходят всем, главное - выбрать по возрасту и целям.

- Правильные игрушки для девочек и мальчиков - какие они?

- Все, что нравится вашему ребенку, это интересно и важно. Некоторые мамы и папы начинают переживать, когда их сын играет в куклы, а дочка не выпускает машинки из рук. На самом деле это не должно вызывать беспокойства у родителей. Причиной того, почему девочки играют пистолетами и машинками, может быть простой выплеск энергии и сильных эмоций. А если мальчик играет в куклы? Тоже не страшно, он вырастет чувствительным мужчиной, который умеет проявлять свои чувства, сочувствовать, сопереживать. А в возрасте около трех лет или чуть позже мальчикам эти игры надоедают. Не стоит переживать о том, что это как-то негативно отразится на характере детей. Пусть играют, получая удовольствие и всесторонне развиваясь.

Каждому возрасту - свое развлечение

- Существует ли градация игрушек по возрастным группам?

- Да. Они должны быть интересны ребенку в его возрасте: не слишком простые, но и не слишком сложные. Для младенцев - гремящие, шумящие, звенящие игрушки; то, что можно пробовать на зубок, взять в руку - за ними ребенок только следит глазками. Картинки - понятные и крупные. Кроме того, малыш должен развиваться физически, а потому ему обязательно должно быть предоставлено хотя бы несколько «спортивных» игрушек - мячи, обручи, по возможности - шведские лесенки и турники, различные наборы для подвижных игр по типу боулинга или детского бейсбола. Они способствуют двигательной активности и полноценному физическому развитию ребенка.

С 1 до 3 лет - все, что может двигаться и чем можно шевелить. Музыкальные игрушки. А также сортеры (развивающая игрушка, принцип которой основан на сортировке предметов по разным признакам: цвету, размеру и форме ), вкладыши, крупные мозаики и кубики. Книжки-игрушки с подвижными элементами и толстыми страницами.

С 3 до 5 лет - игрушки и атрибутика для сюжетных игр: посуда, больница, автосервис, магазин, фигурки животных и людей. Сказки и стихи в большом количестве. Первые энциклопедии в необычном формате - 3D, кармашки-окошки.

С 5 до 7 лет - настольные игры, конструкторы, головоломки, наборы для творчества. Фигурки для создания коллекций. Книги из серии о любимых героях и на интересующую тему - космос, машины, динозавры.

Материал и безопасность

- На что еще обратить внимание родителям при покупке игрушек?

- Ищите такие, которые прежде всего побуждают ребенка действовать и творить. Потому что есть игрушки, которые можно назвать «переразвитые»: многочисленные электронные транспортные и музыкальные, интерактивные животные и куклы. Их всех объединяет иллюзия собственной активности. Нажал на кнопочку - получил результат. Но для развития логического мышления малыш должен иметь возможность наблюдать и прослеживать закономерности сам. А еще обязательно обратите внимание на безопасность - обычно родители уделяют этому пункту особое внимание. Основное, на что стоит здесь обратить внимание, - форма игрушки. Никаких острых краев, длинных шнурков, торчащих зазубрин, мелких магнитов и других деталей, которые можно проглотить, отсутствие резкого запаха любой этимологии, естественные цвета без «кислотного» оттенка, возрастная маркировка, срок годности. Да, на игрушках он тоже должен быть. Особенно обращайте внимание на этот пункт при покупке резиновых и пластиковых игрушек. Некоторые из них изготовлены из экоматериала, который с течением времени разлагается или рассыпается. Проверяйте наличие инструкции и сертификата качества. Вы можете всегда попросить посмотреть эти документы у продавца в магазине

- Сколько игрушек должно быть у ребенка?

- Одни психологи утверждают, что для правильного развития и счастья любого ребенка достаточно 7 игрушек, другие считают, что их должно быть не меньше 15. Я придерживаюсь мнения, что их не должно быть слишком много. Важно не количество игрушек, а их качество, многофункциональность.

А еще необходимо родителям учить своего ребенка играть с игрушкой: показать ему ее возможности, как использовать множеством разных способов, в разном темпе, в разных сюжетах, с разными смыслами, одному и в компании. И еще один маленький секрет: иногда убирайте партию игрушек из поля зрения ребенка, а через месяц доставайте. Ребенок будет радоваться им - как будто впервые видит. Играйте вместе с детьми. Именно так ребенок получает положительные эмоции и опыт взаимодействия с любящими его людьми.

Полезные советы:

- Выбирая игрушку, смотрите на упаковке, для какого возраста она предназначена.
- Покупайте вещи из натуральных материалов.
- Нюхайте их перед покупкой, подозрительный запах может свидетельствовать о токсичности материала.
- Если хотите подарить ребенку мягкую зверушку, сначала погладьте ее против шерсти. Если на ладони остаются ворсинки, вещь плохого качества.
- Все детали игрушек пробуйте на прочность.
- Следите, чтобы в игрушке не было острых углов, ребенок может травмироваться.
- Покупая музыкальные забавы, проверяйте мелодию. Она не должны быть грубой и слишком резкой.
- Насыщенно черные и ярко-красные тона игрушек в психологии считаются негативными для детей, избегайте таких вещей.
- Вещь должна вызывать эмоции радости, не пугать ребенка, как разные мутанты, монстры.
- Для обучения словам покупайте говорящие игрушки.
- Не задаривайте ребенка одним видом игрушек. Развлечения и развитие надо совмещать, виды деятельности - чередовать.
- При выборе учитывайте индивидуальные особенности ребенка, увлечения и потребности.
Made on
Tilda