Он растет, начинает познавать мир и каждый день открывает для себя что-то новое. Всем родителям хочется, чтобы малыш, делая свои первые и самые важные шаги, чувствовал себя комфортно и уверенно. Но полноценное развитие личности невозможно без правильного развития речи. Почему так важно, чтобы у детей была правильная речь, рассказывает учитель-логопед Екатерина Тихомирова.
Вовремя обратиться к логопеду
- Екатерина Витальевна, какие проблемы развития речи у детей наиболее частые?
- Они многообразны, проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в темпах и плавности речи. У них существует много различных причин: экологические проблемы, осложненная беременность матери, травмы, асфиксия во время родов, заболевания в первые годы жизни ребенка, наследственный фактор, неблагоприятные социально-бытовые условия, двуязычие - родители разговаривают на смешанном языке, и это отрицательно влияет на формирование правильной речи ребенка и другие. Надеяться на чудо и ждать, что нарушения речи у сына или дочки с возрастом пройдут сами по себе, не стоит. Как только заметили у своего чада какие-либо дефекты произношения, поспешите на прием к специалисту.
- В каком возрасте нужно начинать заниматься с логопедом?
- Занятия необходимо начинать как можно раньше, поскольку исправлять речевые нарушения с возрастом становится все сложнее. 20-25 лет тому назад рекомендовали заниматься только с пяти лет, так как в этом возрасте у детей формируются все звуки, они умеют составлять предложения и понятно излагать свои мысли, делиться впечатлениями и переживаниями. Сегодня специалисты рассуждают иначе: если в речи ребенка существуют какие-либо отклонения, которые не исправляются, можно, и даже нужно, в два-три года обратиться к логопеду. В это время малыш еще не привык к неправильному произношению звуков, речевые органы пластичны и легко поддаются коррекции.
В 5 лет должна быть хорошая речь
- Проблемы с речью может устранить только логопед или же родители могут решить проблему, занимаясь со своим ребенком самостоятельно?
- Некоторые простые речевые дефекты можно исправить и без логопеда. Для пополнения словарного запаса и совершенствования речи также не всем нужен специалист. Чтобы достичь этого, необходимо с первых дней рождения ребенка правильно говорить на родном языке. В 2-3 месяца у ребенка появляется «гуление» (прообраз речи), он делает первые попытки лепетания, в 5-6 месяцев «отвечает» на разговор взрослых, обращает внимание на слова, тембр голоса и интонацию. В 2-3 года в результате активного подражания взрослым у ребенка формируется способность грамматического построения речи, а также накапливается свой словарный запас, он строит на этом этапе целые фразы. В этом возрасте он еще может неправильно произносить некоторые звуки. Если речевое развитие будет проходить нормально, к 5 годам его речь должна полностью сформироваться: словарь, грамматические конструкции, различение звуков. Ребенок должен правильно произносить все звуки и без проблем строить целые фразы.
- Может ли повлиять на развитие речи тот факт, что малыш левша?
- В последние годы количество леворуких детей становится больше. Во многих случаях родители пытаются переучить их на правую руку. Психологи рекомендуют не «переключать» таких детей, так как процесс это непростой и связан он с деятельностью головного мозга (доминантностью полушарий). У таких детей фонематический слух и артикуляция формируются позже. Поэтому им сложно различить слова и понимать грамматические законы. А словосочетания и целые предложения они запоминают легче. Это надо иметь в виду. На самом деле в большинстве случаев леворукость не является первопричиной речевых нарушений.
- Говорят, заикание возникает из-за испуга. Так ли это?
- Многие уверены, что заикание возникает от испуга или «громкого» конфликта родителей, то есть после какой-то психотравмы. Но все дети иногда пугаются, порой очень сильно, и далеко не все после этого начинают заикаться. Значит, дело не только в испуге. Причин всему этому несколько. Но главная из них - слабость нервной системы, чаще всего обусловленная инфекционными заболеваниями (осложнения после кори, скарлатины, менингита, энцефалита) или вялотекущей хронической патологией: ревматизм, воспаление легких и так далее. Заикание может быть вызвано заболеваниями нервной системы, связанными с родовой травмой, наследственной предрасположенностью. В ряде случаев его причиной является органическое нарушение подкорковых отделов мозга. Иногда дети уже рождаются с ослабленной нервной системой - например, из-за неблагоприятного протекания беременности. Есть и другие причины - психологические. Ненормальная бытовая обстановка, ссоры родителей при ребенке, суровое отношение к нему, противоречивые требования старших членов семьи ранят детскую психику и влекут за собой речевое расстройство. Кстати, нежелательно как отставание, так и слишком бурное развитие речи. Бывает, что ребенок, подражая неряшливой речи окружающих, стремится поскорее высказать свои мысли, сбивается, путается в звуках и тоже начинает заикаться.
Занимаемся правильно
- Какие упражнения нужно делать с ребенком дома или заниматься, чтобы его речь формировалась правильно и была красивой?
- В первую очередь надо помнить, что ребенок только тогда может красиво и правильно говорить на своем родном языке, когда он хорошо слышит речь взрослых и различает звуки. Поэтому необходимо развивать навыки слухового восприятия устной речи. Здесь на помощь приходят обычные игры. Например, на столе несколько предметов или звучащих игрушек. Предлагаем ребенку внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит. Также можно говорить голосом знакомых для вашего малыша сказочных персонажей, а он должен угадать и назвать его или показать этих героев на рисунке. Артикуляционная гимнастика, эффективность которой доказана давно, тоже может прийти на помощь в коррекции звукопроизношения. Об этом много информации и в интернете, и на страницах специальной литературы. Полезно сделать специальные упражнения для различных органов речи: языка, губ, щек и др. Эти упражнения должны выполняться перед зеркалом, еще лучше, если под музыку. Желательно делать их ежедневно в одно и то же время.
По словам ученых, которые изучают деятельность головного мозга и психику детей, развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи. Если мелкая моторка соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Уже в 6-месячном возрасте детям даются упражнения для пальчиков и кистей рук. Одновременно можно произносить скороговорки и петь частушки.